К ответу! — Анна Бутурлина

Автор: | 19.04.2011

Анна Бутурлина

  • к 17-ти годам уже точно знала, что будет певицей…
  • свои концерты организует сама
  • определяет «чёрный джаз», как «…джаз с горячими ладонями…»
  • считает, что «…джаз, звучащий в дымном шумном клубе — это органично…»
  • признаётся, что «влюбчива, как все артисты»
  •  пишет стихи

нна отвечает на ответов на вопросы читателей ARTrevue

Катерина: Здравствуйте, Анна! Это удивительно! В мой единственный приезд в Москву брат сводил меня в клуб и там пели Вы!!! Мне очень понравилось! Вы такая красивая, и музыка тоже такая необычная!
Я очень хочу переехать в Москву!
Мой вопрос к Вам такой, будете ли Вы с концертами в Кемерово?

Катерина, я рада, что Ваш приезд в Москву совпал с моим концертом, и рада, что у Вас остались такие хорошие впечатления от моего выступления. Однажды я выступала в Кемерово несколько лет назад. Будет хорошо, если это снова произойдёт. Надеюсь, что джазовая музыка звучит в Вашем городе. Как будут приглашения, обязательно приеду.

* * * * *

Дина: В одной из записей этого журнала идёт спор о том, белый или чёрный джаз вы поёте.
Вопрос (или вопросы):
По Вашему, правомочно ли делить джаз на «белый» и «чёрный»?
Деление джаза на чёрный и белый происходит только в вокальном направлении или в инструментальном тоже?
В нашей стране превалирует «белый» или «чёрный» джаз?
Спасибо!

Что ж, интересный спор, Дина!
Скажу так: я больше склоняюсь и в исполнении и в выборе репертуара к «чёрному» джазу. Возможно, это звучит забавно из уст белой певицы, но всё-таки это так. И слушать я предпочитаю именно чёрных музыкантов и певцов. Мне это ближе.
Действительно, джаз можно делить на «белый» и «чёрный». Если говорить о «чёрном» джазе, то его можно определить по грубовато-напористой манере исполнения, ярко выраженной сексуальной энергии, лёгкой небрежности (на первый взгляд), которая на самом деле является уверенностью и спокойствием без излишеств в выражении музыкальных мыслей, по мощной эмоциональности и вполне завершённым формам. Это для меня — джаз с горячими ладонями. Но здесь я имею ввиду всё-таки крупных музыкантов, на которых равняется весь музыкальный джазовый мир.
«Белый» джаз более рафинированный, просчитанный, отстранённый. Есть даже такое направление в джазовой музыке — «cool» (прохладный). Его авторы — белые музыканты.
Конечно, это касается и инструменталистов и певцов. Кстати, бывает, что оркестр играет очень «по-чёрному», а певец поёт «по-белому», и наоборот. И цвет кожи тут ни при чём. Есть чёрные исполнители, которые играют «белый» джаз и т.п….
Попытки белых музыкантов звучать «почернее» часто неубедительны, знаю. И белые нередко грешат «наворотами», будто пытаясь что-то доказать, взять верх над ситуацией. Я совсем не люблю доказывать. И не пытаюсь быть «чёрной» певицей. Я люблю Музыку! Ну, а как меня воспринимают слушатели, наверно, и можно считать критерием моих достижений. Если спор идёт, значит, есть интерес! :)
У нас в России, мне кажется, «белый» джаз больше востребован и понятен.

* * * * *

Елена: Здравствуйте!
Всегда было интересно, а слушают ли певцы свои записи как и слушаем мы для удовольствия, ане с цель «прослушать, как звучат»?
И что слушаете Вы дома и в машине. Ксати, а Вы водите машину?
И если не хотите, то можете не отвечать, но еть ли у Вас продюсер и кто организует Ваши концерты?

Елена, мне трудно слушать свои записи для удовольствия, потому что я знаю всю внутреннюю работу, которая происходила в момент исполнения. В моих записях я могу получать удовольствие от общего настроения, игры музыкантов и лишь от отдельных элементов своего пения. Тут уж ничего не поделаешь.
Дома и в машине слушаю в основном джаз или бразильскую музыку. Машину вожу с 1999 года. Страшно это дело люблю. :))
Что же касается продюсера, то у меня его нет. Есть продюсер двух моих сольных дисков «Black Coffee» и «My Favorite Songs» Михаил Грин (он же директор фестиваля «Джаз в саду «Эрмитаж»), то есть человек, который организовал запись этих пластинок, вложил в запись свои средства и выпустил диски.
Свои концерты в Москве в основном организую я сама. Я же руковожу своим ансамблем и творческим процессом. Но меня часто приглашают выступать и другие ансамбли, оркестры и биг-бэнды. В этих случаях организацию берут на себя приглашающие меня коллективы. В джазовой сфере вообще не слишком принято иметь продюсеров. Все артисты являются для себя «всем в одном», так сказать «self-made».

* * * * *

Владимир: Анна, здравствуйте! Давно являюсь поклонником Вашего таланта, читаю все Ваши интервью, стараюсь посещать концерты.  Скажите, пожалуйста, что значит для Вас такое чувство как Любовь? Не в общем смысле, а в отношении любви к дочери, друзьям, поклонникам, окружающему вас живому миру, искусству? Как это чувство переживает Артист?
С уважением,
Владимир

Владимир, я думаю, Любовь — это то, без чего бы человек не выжил на земле. :)
Артисты — люди трепетные, восприимчивые, увлекающиеся. Любовь в разных проявлениях для них — Муза.
Более подробно раскрывать тему любви я бы не хотела «при всех» да ещё в виртуальной беседе с тем, с кем я не знакома. :)

* * * * *

Игорь: Здравствуйте, Анна! Считаю Вас самой прекрасной и утончённой джазовой леди и мне очень нравится это Ваше фото, которое очень точно соответствует настроению, которое Вы несёте.
Мне кажется, что Вы очень ранимый человек, а ведь творческая среда очень агрессивна. Вы сталкивались в ней с предательством, завистью, кознями коллег? Много ли у Вас друзей (друзей, не творческих коллег) в этой жизни? Что Вам помогает в этой жизни и не было ли желания бросить всё?
А если бы бросили, то чем бы занялись?
Вот так много вопросов, но не часто выпадает возможность задать их на прямую. Простите и спасибо Вам!
Будьте счастливы и хранимы!

Спасибо, Игорь! Я тронута Вашим посланием!

Что до моей ранимости, так я уже давно окрепла в своей профессиональной деятельности. Характер закаляется, иначе бы точно не смогла продолжать делать то, что делаю. :)
Работа моя очень интересная, любимая мною, но непростая, это правда (хотя у кого она вообще простая?). Я работаю в основном среди мужчин. Для меня это замечательно с одной стороны, а с другой… Тут приходится вырабатывать волю, быть смелой, решительной, в чём-то жёсткой. И руководить ансамблем нужно, и организовывать разные процессы, и вести переговоры с серьёзными людьми. Для меня спасением в трудных ситуациях является чувство юмора и вера в свои силы.
Зависть коллег присутствует, думаю, в любой сфере деятельности и всегда касается людей, которые чего-то достигли и сумели выдвинуться. Отношусь к этому спокойно. Напрямую я с этим не сталкиваюсь. Общество джазменов, к счастью, состоит в основном из людей достаточно развитых, прогрессивных во взглядах и чертовски увлечённых собой и своим творчеством. :)
Бросить всё никогда не хотелось. Уж больно люблю свою профессию! Бывали сложные времена, когда раздумывала о дополнительном образовании, о возможности работать в другой, близкой сфере, только не расставаясь при этом с музыкой. Но если бы моя жизнь сложилась иначе, могла бы стать врачом или парфюмером. Очень интересны мне также филология, археология и палеонтология (сплошные …логии!)…
Друзей близких у меня немного. Но они надёжные и проверенные временем, так сказать. :)
Хорошо, что много вопросов! Мне интересно!

* * * * *

Николай Петрович Карнаух: Здравствуйте, Анна!
Сегодня джазовую музыку чаще исполняют в клубных условиях, и даже оправдывают это традицией, дескать, джаз неформален и начинался в дансингах. Конечно, Моцарт, Шуберт, Лист и другие великие классики тоже писали для дансингов, то бишь, для бальных ассамблей, но слушать их мы ходим в концертные залы.
Как Вы считаете, почему джаз так редок в концертных залах? Так ли справедливо мнение, что джаз элитарен и что на него трудно собрать слушателей?
И где любите петь лично Вы? Спасибо.
С глубоким почтением,
Николай Петрович Карнаух

Да, Николай Петрович, джаз, звучащий в дымном шумном клубе — это органично на мой взгляд. Это та самая атмосфера непринуждённости и свободы, которая мне очень нравится. Чашка кофе и звон посуды меня сразу настраивают на джазовый лад. Я люблю это! Хотя, возможно, звучит и странно.
Джаз — не массовое искусство. Можно говорить с сожалением или просто со спокойствием философа. Действительно, собрать тысячный зал на джазовый концерт непросто. Только самые знаменитые артисты способны своим именем привлечь столько людей сразу. Поэтому так и редки джазовые концерты в больших залах. Но они всё же есть!
Лично я чаще выступаю на больших сценах за пределами Москвы. В самой Москве публика часто небрежна, избалована и заражена снобизмом, я бы сказала. В провинции люди более отзывчивы.
Но есть ещё одна большая проблема, касающаяся вообще слушателей многих российских городов: люди не умеют слушать музыку по-настоящему. Увы, не хватает культуры восприятия. Публика зачастую падка на внешние эффекты и атрибуты, которые используются сейчас артистами очень активно, чтобы скрыть недостаток профессионализма, неумение работать с музыкальным материалом, непонимание того, что они вообще делают. Очевидно, что, например, посредственный темнокожий исполнитель, приехавший в Россию, будет иметь гораздо больший успех у зрителей, чем белый (да ещё и наш). Такой вот своеобразный расизм складывается у нас.
Так что я считаю, что дело тут не в элитарности джазового искусства, а в отсутствии воспитанного и грамотного слушателя, который разбирается в хорошей музыке.
Мне нравится выступать на сценах совершенно разных — и на небольших клубных и на масштабных филармонических или фестивальных. Совсем маленькие площадки мне последнее время стали тесны. Люблю чувствовать себя свободно, не быть скованной. Это меня радует. Раньше я наоборот тяготилась просторными сценами, а теперь, видно, научилась охватывать пространство, научилась «работать с публикой». Но в любом случае встреча с хорошим слушателем для меня праздник!

* * * * *

Ольга: Привет, Анна!
Меня зовут Ольга, я работаю в службе персонала очень большой организации и мне часто приходится заниматься подготовкой и проведением различных корпоративных мероприятий, находить артистов и музыкантов.
Не знаю, позволительно ли в этом журнале задавать такие вопросы, если что не так, прошу модератора удалить моё сообщение.
Скажите, как можно с Вами связаться на прямую, без посредников? Вы работаете с концертами только через агентства или у Вас есть собственный концертный директор?
И вопрос близкий к теме:
В чём вы видите разницу между выступлениями на корпоративах, в клубах и в концертных залах? Где Вам комфортнее выступать? Я знаю, что за концертный зал артисты сами платят аренду и не всегда при этом выигрывают, часто быают в убытке. Почему тогда такие высокие расценки на выступление в корпоративе?
Спасибо.
С уважением,
Ольга

Ольга, отвечу по порядку.
Со мной надо связываться именно напрямую, потому что на данный момент я сама решаю все важные вопросы, касающиеся моей работы. Мой электронный адрес вовсе не секрет: a_buturlina@mail.ru.
О выступлениях на разных концертных площадках я написала выше, отвечая на предыдущий вопрос.
Выступления на корпоративах отличаются тем, что артисты являются там дополнением к основному событию (это касается всех абсолютно артистов от телеведущих до оперных певцов). На корпоративах нет зрителя, который пришёл именно на концерт к исполнителю, люди заняты другими делами. Иногда такие выступления вызывают у меня дискомфорт. Но я всегда готова к подобным ситуациям, никаких обид и расстройства. А бывает, что неожиданно люди начинают слушать, аплодировать, даже дарят цветы.
Расценки высокие потому, что по большому счёту такая работа для артистов с творческой точки зрения не слишком интересна, а потому весьма изнурительна. К тому же на подобные праздники артистов нанимают люди состоятельные, и раз уж они хотят украсить свой вечер хорошей музыкой, то они готовы хорошо за неё платить.
А вот арендовать концертные залы для своих выступлений мне пока не приходилось. Но я знаю, что аренда хороших площадок стоит очень дорого.

* * * * *

Оксана: Здравсвтуйте, Анна!
Спасибо Вам за талант, красоту, хороший вкус.
Скажите, а кто из педагогов Гнесинки оказал на Вас самое сильное влияние? Поддерживаете ли вы контакты со своими педагогами? Кто привёл Вас в музыку и кто опеделил ваше будущее? Как заняттия музыкой сказались на Вашем детстве?
И если у Вас еть дети или Вы задмветесь о них, то видите ли вы их в музыке?
Как профессия сказывается на вашей личной жизни?
Спасибо бльшое за ответы.
Счастья Вам и творческих успехов
Оксана

Оксана, спасибо за вопросы. Мне очень приятно, что Вам всё так интересно. :)
Думаю, каждый педагог привнёс в моё развитие, как музыканта, что-то нужное и важное. Если говорить о моём обучении в музыкальном училище, то наибольшее влияние на меня оказала Елена Владимировна Кузнецова, мой педагог по специальности (т.е. по дирижированию). Она поверила в меня с первых минут нашего общения, когда я пришла сдавать экзамен, будучи 15-летней девочкой. Она всегда защищала мои интересы и, несмотря на некоторую нетрадиционность в выборе репертуара, понимала и принимала меня, как есть. Татьяна Евгеньевна Румянцева, мой первый педагог по академическому вокалу, вселила в меня уверенность, что я обладаю хорошими способностями именно в вокале. Ведь так важно найти правильный подход к ученику, не подавить его, не испугать, раскрыть его талант, понять его вкусы и дать ему свободу. К счастью, я всё это получила!
В институте (ныне Академия им. Гнесиных) моим педагогом по вокалу был Юрий Иванович Олизаров. Я сознательно выбрала преподавателя-мужчину, так как не хотела тембрально походить на кого-то (в случае обучения вокалу у преподавателя-женщины это неизбежно). Он и наш аккомпаниатор Татьяна Смольская очень помогли мне вырасти, окрепнуть голосом и верили в меня всегда.
Евгений Всеволодович Овчинников, преподаватель истории джаза, помог мне попасть на прослушивание в МКС биг-бэнд Анатолия Кролла, когда я была на первом курсе института. Меня приняли сразу, хотя я тогда была совершенно неопытной артисткой. Так началась моя джазовая карьера.
Но самый главный педагог в моей музыкальной жизни — это Людмила Вячеславовна Воронцова, мой преподаватель по фортепиано в музыкальной школе. Я её просто обожала. С ней я сделала свои первые шаги в музыке, и именно она была для меня всем — самой музыкой, если можно так сказать. Потрясающий человек, изумительный педагог и невероятно красивая женщина! Она заложила в меня основы понимания, восприятия музыки, воспитала во мне хороший вкус в музыке, раскрыла меня и буквально окрылила. Конечно же, профессиональным музыкантом я стала благодаря ей. С Людмилой Вячеславовной мы общаемся до сих пор, перезваниваемся, иногда встречаемся.
В музыкальную школу меня привели родители (моя бабушка настояла). Заниматься я очень любила, часами сидела дома за фортепиано. И к концу обучения в музыкальной школе уже сама решила, что буду поступать в Гнесинское училище. Занятия в музыкальной школе никогда не лишали меня возможности общаться с друзьями, гулять и пр. Я вела нормальную жизнь ребёнка, как все остальные дети. Музыка всегда была больше удовольствием, нежели рутиной.
У меня растёт дочка, ей сейчас 5 лет. Пока серьёзно о её будущей профессии я не задумываюсь. Не уверена, что хотела бы видеть её музыкантом. Специально не буду склонять её к выбору творческой профессии. Но в музыкальную школу отдать хочу, потому что считаю такое образование необходимым для полноценного духовного развития личности. Если она будет упираться, отказываться, принуждать не стану! :)
Что до моей личной жизни, то скажу так: я счастливый человек.

* * * * *

Инга: Здравствуйте, Анна! Вас, наверное, очень в раннем возрасте стали обучать музыке? Как это лучше сделать, чтобы у ребёнка не вызвать отвращения к музыке?
С уважением, Инга.

Инга, в ответе на предыдущий вопрос я немного рассказала о своём обучении музыке в детстве. Считаю, что есть две главных составляющих в процессе обучения: одарённый добрый педагог и отсутствие давления на ребёнка со стороны взрослых. Талант ребёнка — это отдельная история. Заставлять заниматься нужно в меру и в том случае, если ребёнок обладает этим самым талантом! Здесь родители должны трезво оценить способности своего ребёнка. Если у ребёнка способности скромные, то у него будет неважно получаться играть на инструменте или петь, будут посредственные результаты. И, соответственно, малышу моментально станет скучно. Известно: то, что легко удаётся ребёнку, то, в чём у него заметные успехи, будет ему как раз интересно. Это вполне элементарно, ведь на уровне инстинкта дети стремятся побеждать. Вот и смотрите, в чём малыш «одерживает победу»? Возможно, вовсе не в музыке?
Я сама сейчас наблюдаю за своей 5-летней дочкой и пытаюсь определить, куда она склоняется.

* * * * *
Ольга: Когда вы приняли решение о карьере певицы? И оправдались ли Вши надежды?
Ольга, серьёзно петь я захотела, когда мне было около 15 лет. И где-то к 17-ти годам я уже точно знала, что буду певицей, но потом ещё решала, в какой области — будет это оперное пение или эстрадное.

Мои надежды оправдались частично. О каких надеждах говорите Вы? :) Ведь в любой профессии есть много важных аспектов…

* * * * *

Игорь: Кого из российских джазовых исполнителей Вы сами слушаете (если слушаете)

Игорь, я иногда хожу на концерты своих коллег, чтобы увидеть их достижения, услышать новую программу или просто зарядиться свежими эмоциями. Для меня это тоже своеобразный процесс обучения. Записи дома слушаю в основном американских музыкантов.

* * * * *

Кирилл: Как считаете, российский джаз котируется в западном мире? И кого из наших исполнителей там знают и слушают?

К сожалению, Кирилл, российский джаз только в начале своего пути на запад. Многие работали, работают или пытаются закрепиться за рубежом, но лишь единицы наших музыкантов сумели стать там серьёзными фигурами (такими как, например, Борис Козлов или Алекс Сипягин). Сейчас благодаря Игорю Бутману некоторые имена зазвучали в Америке. Он активно налаживает культурные связи между Россией и Америкой, и все мы можем наблюдать результаты его деятельности, приходя на джазовые фестивали и отдельные концерты.

Но когда кто-то уезжает из нашей страны навсегда, становится немного грустно, а уезжают хорошие музыканты… Я скучаю по Виталию Головнёву, Алексею Николаеву, Александру Пищикову, Виктору Двоскину и по некоторым другим музыкантам, с которыми было интересно работать.

* * * * *

Ольга: В какой стране Вам было бы комфортно жить и работать?

Ольга, я люблю свою страну. Мне вполне комфортно здесь. Но, конечно, хотелось бы больше порядка в социальных сферах, больше ясности в трудовых отношениях с работодателями и пр…

Думаю, что хотелось бы жить в Европе. Но уезжать наобум и испытывать судьбу никогда бы не стала. Я должна быть уверена, что ТАМ мне и моей дочери будет значительно лучше, чем ЗДЕСЬ. А я как раз не уверена в этом. Преодолевать трудности не хочу. Их и у нас хватает!

* * * * *

Ольга: Пишите ли Вы сами песни (или просто музыку).

Ольга, песни не пишу. Музыку тоже. Несколько произведений у меня, конечно, есть. Их я написала в совсем юном возрасте. Серьёзно к ним не отношусь.

Я писала и пишу стихи. Несколько песен на нашей новой пластинке будут на мои слова.

* * * * *

Бармалео: Какие мужчины могут вскружить голову такой красавице? Влюбчивы ли Вы?

О, Бармалео, какой милый вопрос. :)

В моей жизни присутствует очень много мужчин — я с ними работаю. Мне сильно повезло в этом смысле! И я счастлива, что работаю именно с ними. Но, видимо, из-за того, что я много общаюсь в основном с мужчинами, я научилась не благоговеть перед ними, не искать их, не ждать их внимания. Скажете — избалована? :) И тут другая проблема возникает: чтобы мне понравился кто-то, он должен меня удивлять. И удивлять постоянно (в истинно глубоком смысле). Это бывает редко! Позвольте мне не перечислять положительные качества моего гипотетического избранника… :)
А влюбчива я, как и все артисты. Это вдохновляет!

* * * * *

Игорь: Романы между музыкантами и певицами мешают ли совместному творчеству или помогают?

Игорь: Хе-хе… Игорь, вы провокатор! Мы, наверное, знакомы?

Романы всегда помогают. :)) Надо только не упустить творческую энергию, которая увеличивается от чувств, и направить её на своё развитие. Это и есть самое ценное, что может извлечь артист из романов, как вы выразились.

Спасибо большое ВСЕМ за вопросы!

Мне было очень интересно отвечать.
Хочу сделать комплимент всем вам: это интервью было самым увлекательным для меня из всех, что мне приходилось давать. Обычно профессиональные журналисты и ведущие подходят весьма формально к интервью, часто даже не знают, о чём спросить, и вопросы от раза к разу повторяются.

Мне часто приходится говорить об одном и том же с разными людьми, берущими интервью. Но сегодня, отвечая на ваши вопросы я не заскучала ни разу! Это прекрасно!

И я счастлива, что вызываю интерес у вас, и могу рассказать о многом неожиданном, а не только о том, где родилась и где училась…

Надеюсь увидеть вас на своих концертах! И всем желаю удачи и счастья!

Ваша Анна Бутурлина