О чём стонали эти струны?

23-го марта я писала и приглашала всех вас на Российскую премьеру современника и друга Бетховена, Гайдна и Моцарта, композитора и дирижёра Павла Враницкого (1756 — 1808).

Концерт, назначенный на 29-е марта в Камерном зале МДМ (на мой взгляд, лучший зал МДМа) был примечателен ещё и тем, что с Оркестром KREMLIN выступал соотечественник Враницкого и ученик Ростроповича, виолончелист Пётр Ноузовски. Итак, особо примечательными концерт должны были сделать зарубежный солист и Российская премьера уже популярного и известного в просвещенном мире композитора.

Если уж заговорила о просвещённом мире, то выскажусь и вот по какому поводу. В любой европейской стране, Западной или Восточной, только этих двух причин – премьеры и громкого имени солиста, «за глаза» хватило бы для того, чтобы уже на подходе к концертному залу во всём читалось бы радостное предвкушение праздничного события. Ловкие репортёры выхватывали бы из потока любителей музыки и выспрашивали бы их об ожиданиях и волнениях. Телекамеры всех каналов снимали бы репортажи, и уж конечно, улицы пестрели бы броскими заголовками афиш.

Но мы не в Западной и не в Восточной, и вовсе, похоже, никак не в Европе…да и на просвещённость давно перестали претендовать. У наших телеканалов свои герои и кумиры, с которыми в концертный зал не по пути.

Не было не только теле и фотокамер, не было афиш с броскими заголовками, и человеческие потоки направлялись больше в сторону метро, а не концертного зала.

Нет, не подумайте, публика была… хоть и было её меньше, чем обычно собирают концерты Рахлевского. А что не было телекамер и фоторепортёров с их вспышками и бесконечно щёлкающими затворами, так оно для слушателя куда как замечательно – не мешали хоть.

Была премьера прекрасной музыки, звуки которой рождали потрясающие образы и растворяли в пространстве. Был зарубежный солист, такой загадочный и «чуть не в себе», как и положено гению или выдающемуся таланту. Было ощущение праздника и казалось, что вот сейчас в соседней зале начнётся бал……. Антракт…….

Второе отделение концерта………..Дворжак….

Что это было?

Мне бесконечно жаль, что, похоже, никто не сделал полной записи всего концерта или его второго отделения….я не знаю, сумеет ли когда Оркестр это повторить… возможно ли такое?
Я знала, что музыка Дворжака очень близка Рахлевскому. Но….
*Что вытворяли эти смычки, о чём стонали эти струны? И сейчас, вспоминая, чувствую почти ту же дрожь по венам…

Можете верить-не-верить, я не знаю, чем и как объяснить, но и в самом деле, случается, что ощущаю музыку на физическом уровне…она бежит по венам и пульсирует, одновременно заполняя мозг….и я никогда не понимала наркоманов – зачем искать кайф в разрушающей химии, когда достаточно позволить организму погрузиться в мир звуков? Включается воображение и освобождённый мозг рисует картины, одну чудеснее другой. Видения и звуки заполняют уже не только мозг, но и само тело…мысль разрушает границы и, открывая, возможно, тот самый третий глаз, позволяет видеть и узнавать прошлое, глубину настоящего, будущее…какой наркотик способен на такое? А это ощущение абсолютной свободы, которую нельзя отнять?

Сумасшедший по энергетике концерт… и именно, второе его отделение, отданное на откуп Рахлевскому и его музыкантам. Не хочу показаться предвзятой, но виолончелист Рахлевского в этом концерте для меня звучал ярче заезжей звезды. Впрочем, я не музыкальный критик, и могу говорить исключительно о своих ощущениях. Это был бешеный энергетический заряд. Зал постарался вернуть его музыкантам в аплодисментах…музыканты победно улыбались… они сделали всех нас… мы были им благодарны, послушны и покорны… и не хотели уходить…

В субботу, 16-го апреля, Оркестр играет в Гнесинском на Поварской (ул. Поварская, 38. м. Арбатская, Баррикадная). В программе «Мессия» Генделя и в этот раз Оркестр выступит в сопровождении ансамбля Questa Musica.

В прошлом апреле Оркестр выступил с этой программой в Большом зале Московской консерватории. Публика оказалась прекрасно подготовленной и «Аллилуйя» зал и Академический Большой Хор Российского государственного музыкального центра РГМЦ исполнили вместе. Если соберётесь на этот концерт, советую и вам подготовиться и распечатать слова

HALLELUJAH! for the Lord God omnipotent reigneth.
The kingdom of this world is become the kingdom of our Lord,
and of His Christ: and He shall reign for ever and ever.
KING OF KINGS, and LORD OF LORDS, HALLELUJAH!

[Это — полный текст, многократно повторенный в хоре Аллилуйя. Русский перевод:

Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Царство мира соделалось царством Господа нашего
и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
Царь царей и Господь господствующих. Аллилуйя!]