Вальпургиева ночь или Живин день?

Автор: | 30.04.2010

Скажет ли кто, как, от кого и откуда наши пра-деды и пра-бабки ни газет, ни радио не имевшие, умели узнать и в один день, в один час   (в нашем случае уместно сказать, в одну ночь и в один час) собраться на таинство, посвящённое одному празднику, одной теме?
Речь о Вальпургиевой ночи, которую древние славяне отмечали как   Живин день.

Как собираются Ведьмы на Шабаш из различных фильмов имеют представление многие, потому на Шабаше останавливаться не буду.
А расскажу немного о Живином дне, в праздновании которого мне  довелось мне однажды участвовать. Ни видео, ни фото с праздника того, увы, не осталось, но в памяти живо и ярко. Эмоций похожих на те ни до, ни после не испытала.

Итак, Живин день.
Его всегда праздновали в ночь с с 30 кветня (30 апреля) на 1 травня (01 мая). Жива, или, Живена – Богиня весны, плодородия, рождения и  зерна. Дочь  Лады (супруги Дажьбога), Жива покровительствует девушкам и молодым жёнам. Если пожаловаться на измену друга или неласковость старой свекрови, то это непременно к Живе – она их быстро поставит на место.  К ней же ходили просить послать младенца, и если женщина долго не беременела, считалось, что прогневила она чем-то Живу, и надо ей дождаться Живиной ночи и задобрить Богиню. Жива Богиня отходчивая и не жадная,  могла простить уже за красивую песню – очень уж песни Жива любила. К слову, это именно она возвращала с югов певчих птиц, потому как после зимней стужи работ по пробуждению земли  было много, а без песен Живе не работалось, не ворожилось.

Да-да! Жива также была и покровительницей славянских ворожей, тех, кто ворожил на доброе или на весёлое. И была очень строга к тем, кто провинился в ворожбе на порчу хозяйства или, того больше здоровья.

Празднование Живина дня начиналось ровно в полночь, но накануне все девушки и молодые женщины занимались подготовкой яств, праздничной поляны, наряжались и украшали свои волосы. Работали они накануне усиленно, потому что 1-травня (какое красивое и поэтичное название месяца!) должно было отдыхать. Впереди посевные работы, сенокосы, и прочее, надо было вперёд наплясаться, нагуляться.

С наступлением полночи на ритуальную поляну, раздельно, с разных сторон, выходили мужчины и  женщины – все в лучших своих нарядах. Мужская сторона разбредалась по границам поляны, играла на свирелях и на гуслях, а женщины, вооружённые ритуальными мётлами исполняли обрядовые песни и пляски вокруг костра.
Поле обрядового очищения места огнём чистили тела и прыгая через костёр, отогревали замёрзшие за долгую зиму души. И разбредаясь по лесу, шли к речке, прошептать речной воде заветное. А уж как то заветное исполнится, на то воля Живы….надо только верить.