Вальпургиева ночь или Живин день?

Автор: | 30.04.2010

 

Скажет ли кто, как, от кого и откуда наши пра-деды и пра-бабки ни газет, ни радио не имевшие, умели узнать и в один день, в один час   (в нашем случае уместно сказать, в одну ночь и в один час) собраться на таинство, посвящённое одному празднику, одной теме?
Речь о Вальпургиевой ночи, которую древние славяне отмечали как   Живин день.

Как собираются Ведьмы на Шабаш из различных фильмов имеют представление многие, потому на Шабаше останавливаться не буду.
Я немного расскажу о Живином дне, в праздновании которого мне однажды довелось участвовать. Это незабываемо красиво! К сожалению, у меня не сохранилось видеозаписи с того празднества, но никогда ни в чём более прекрасном я не участвовала ни до, ни после.
Итак, Живин день.
Его всегда праздновали в ночь с с 30 кветня (30 апреля) на 1 травня (01 мая). Жива, или, Живена – богиня весны, плодородия, рождения, зерна. Она – дочь дочь Лады, супруга Дажьбога. Она же, покровительница девушек и молодых жён, к ней ходили на поклон пожаловаться на измену друга или неласковость старой свекрови, которую Жива быстро ставила на место. К ней ходили просить послать младенца, и если женщина долго не беременела, то все считали, что прогневила она чем-то Живу, и надо ей дождаться Живиной ночи и проявить себя, задобрить Богиню, которая, впрочем, была милостива и могла простить уже за красивую песню. Песни Жива очень любила, именно она возвращала с югов певчих птиц, потому что работы по оживлению земли после зимней стужи было много, а без песен Живее не работалось,не ворожилось.
Да-да! Жива также была и покровительницей славянских ворожей, тех, кто ворожил на доброе или на весёлое. И была очень строга к тем, кто провинился в ворожбе на порчу хозяйства или, того больше здоровья.

Празднование Живина дня начиналось ровно в полночь, но накануне все девушки и молодые женщины занимались подготовкой яств, праздничной поляны, наряжались и украшали свои волосы. Работали они накануне усиленно, потому что 1-травня (какое красивое и поэтичное название месяца!) должно было отдыхать. Впереди посевные работы, сенокосы, и прочее, надо было вперёд наплясаться, нагуляться.

И вот,с наступлением полночи,на ритуальную поляну, раздельно, с разных сторон, выходили парни и молодые мужчины и нарядные женщины.
Мужская сторона разбредалась по границам поляны, играла на свирелях и на гуслях, а женщины, вооружённые ритуальными мётлами исполняли обрядовые песни и пляски вокруг костра.
Поле обрядового очищения места огнём чистили тела и отогревали замёрзшие за долгую зиму души, конечно, прыгая через костёр.
Ну а дальше, разбредались по лесу, уходили к речке, попросить заветное. А уж в чьём обличи это заветное являлось, ну на то была воля Живы….