Кого ты, реклама, в наш зал завела?

Автор: | 05.01.2013

Завтра (06.01.203) в Москве, в Малом зале Московской консерватории, откроется Московский фестиваль «Возвращение» . Некоторых из его участников мне повезло услышать ещё 31-го декабря, в программе Новогоднего концерта во «Дворце на Яузе». И если с говорящей скрипкой Романа Минца была знакома и прежде, то хрустально-прозрачное, эмоциональное и сильное сопрано Яны Иваниловой слышала впервые. И ещё два открытия – Оркестр «Questa Musica» под руководством Марии Грилихес и дирижёр Филипп Чижевский. Очарованная, прошерстила интернет и обнаружила много интересного о них. Думаю, ещё не раз вернусь к этим именам и рассказы о них ещё найдут себе место на страницах ARTREVUE.

А сегодня несколько слов о самой Новогодней программе (если получится уложится в «несколько»)
31-го декабря все проводят по разному. Одни стругают салаты, другие парятся в баньках, кто-то уезжает –улетает к пальмам или на дачи к печам, каминам и ёлкам во дворе. Иные уходят в леса и парки водить хороводы вокруг живых ёлок или на Красную площадь, ходить строем под команды полиции. Я же «чищу пёрышки», надеваю своё самое нарядное платье, кидаю в мешочек для обуви туфельки и Золушкой спешу-бегу на новогодний бал, т.е., концерт. Забегая вперёд, скажу, что часто по окончанию поругиваю программу, но без особой злости. Просто общий дух и настрой этих концертов немного «ёлочный». Думаю, меня поймёт каждый, кого хоть однажды в детстве водили на Новогоднюю ёлку. Представление, разыгрываемое на этих ёлка-палках, всегда чуть «понарошку» и чуть «дурашливое», как борода Деда Мороза. Даже если сценарий её напишет самый рас-талантливый сценарист или вовсе, драматург знаменитый. Даже если поставит его самый, что ни есть режиссёристый режиссёр, обладатель 10-ти Золотых масок. Даже если все роли разберут и сыграют самые-самые заслуженно-народные, а всё равно, выйдет чуть «понарошку», потому что жанр такой – «Елка-палка».
И с Новогодними концертами «для больших» всё примерно также. На каких только звёздных исполнителей не ходила, даже на Башмета в Большой зал Чайковского….и он веселился и прикалывался в своё удовольствие (впрочем, к удовольствию зала). А программы всех концертов всегда состояли из одного и того же и совсем не заставляли напрягаться слух и почти не мешали разговорам (что разговоры иногда мешают слуху, это ведь о другом и другое).
Признаюсь, это не всегда то, чего хотелось бы лично мне, но общий настрой, праздничность нарядов и шампанское делают своё дело и на следующий год уже с ноября выбираю-высматриваю в программах, куда пойти 31-го декабря )

В этот раз новыми стали и место проведения, и программа, номера которой, по большей части, мне были не известными. Не слишком на слуху были и произведения, и многие имена. Тем интереснее – решила я. Не пожалела.

Но было и чему удивиться и над чем подумать. Если в первом отделение тишину прерывали «не ко времени» аплодисменты, то во втором удивил почти демонстративный уход (с топаньем и хлопаньем дверей!) многих слушателей и плохо скрываемое раздражение некоторых оставшихся.

Не выдерживала и оборачивалась на громко уходящих, ожидая увидеть случайных, по недоразумению попавших в зал подростков. Но это были по виду люди взрослые и солидные. « Что не так?!» — задавалась вопросом, а после, в очереди за пальто опросила некоторых из числа возмущённых. Их было немного, но они были и их досада ложилась тенью на радость других. Так что не так?
Оказалось, многие были настроены именно на подобие ёлок-палок и представляли, что будет звучать что-то похожее на то, что звучит летом в парках у фонтанов – мелодичное, красивое, хорошо узнаваемое. И что именно такой парко-фонтанный образ сформировала у них реклама. Вот так мы – пиарщики-журналисты-блогеры, умеем (из лучших побуждений) обмануть ожидания.
И ещё один момент показался мне совсем уже удивительным и неожиданным. Возможно, обращали внимание на то, как по разному проявляют своё отношение к исполнению слушатели в концертн ых залах и, к примеру, в джазовых клубах? Во время исполнения классических (академических) произведений не принято спешить с аплодисментами. Считается (и так оно и есть) что преждевременность способна нарушить тончайшую связь с эфиром (и слушателя, и музыканта), а кроме того, разные части музыкального произведения как бы продолжают, раскрывают, «договаривают» одна другую и разорвав несвоевременной благодарностью «музыкальную речь» слушатель рискует не услышать и не понять смысла, самого содержания произведения.

Тогда как джаз, блюз или народная музыка часто построены на импровизации (пусть и подготовленной) и поощрить удачную импровизацию просто хороший тон…это как словно «лайк» удачному высказыванию на стене социальной сети.

Эти, в общем-то, негласные правила существуют так давно, что я, например, и не вспомню, когда о них узнала, кто и как мне об этом рассказал. А когда мы что-то знаем сами, нам представляется, что это также хорошо должны знать и все остальные, что это знание «одно на всех». И вот в тот вечер вдруг узнала, что это не так. Оказалось, что у некоторых людей, прежде не бывавших на таких концертах испортилось настроение от того, что другие (как им показалось) отнеслись к ним высокомерно. Что вот они пытались поддержать музыкантов, потому что музыка такая, на самом деле, красивая, а на них косо смотрели и даже шикали. Честное слово, не подумайте, что я смеюсь или придумываю…Нет! Больше того, я стала вспоминать себя и пыталась припомнить, а я сама не кидала ли убийственных взглядов на тех, кто несвоевременно пытался аплодировать тогда, когда должно было быть слышно лишь тишину? Кажется нет, но как знать? Никогда бы не подумала, что этим можно кого-то расстроить.

Смешение разных групп слушателей (зрителей, читателей) даже из самых лучших побуждений, есть зло. Каждый имеет право на осознанный выбор того или другого исполнителя или жанра. Лучше, если в зале останется несколько свободных мест, чем их займут по незнанию, по ложному представлению. Наверное, можно провести параллель со стихами, хотя бы, Пушкина. Его все учили в школах и со временем ум может находить в нём новые грани, но в основе своей он понятен очень многим, если не всем. А стихи неизвестного автора, даже самого прекрасного, это труд для ума, для души….один должен разобрать, другая – прочувствовать. Но не каждый и не в любой час готов «трудиться».

Но возвращаясь к программе Новогоднего концерта…мне она понравилась…хоть и она не идеальна моей внутренней картинке. Предпочла бы услышать что-то и новое, и долго-беспрерывное, и либо полностью оркестровое, либо одного какого-то солиста…А может, на будущий год пойду в оперу.
Но как бы ни было, рада открытию новых имён и надеюсь на продолжение )…