Винзавод, «CV.Рахманинов» — как это было

Автор: | 21.09.2010
14 и 18 сентября, на сцене киноклуба Винзавода, состоялось странное действо, названное авторами «перформанс «CV.Рахманинов».
Идея – Евгений Атанов, Тимур Некрасов, Виталий Политаев.
Живопись – Евгений Атанов.
Саксофон – Тимур Некрасов.
Композиторы современного музыкального ряда – Тимур Некрасов, Сергей Моисеенко.
Художник по свету – Сергей Гриневич.
Видеоряд – Виталий Политаев, Дмитрий Белов.

Что же, что же это было?
Какое странное слово, перформанс…И очень хорошо, что авторы сумели его найти…назови они это действо спектаклем, «музыкальными или живыми картинками», «фантазиями на тему» или как-то ещё, я бы поленилась и никуда не пошла.
Но, одна из любимых в последнее время площадок + странное сочетание джазового сакса и Рахманинова + непонятного значения слово и, любопытство возобладало над ленью.

Да, конечно, я заглянула в словарь и определение к слову узнала. Но определение то мало что мне прояснило.
Признаюсь, было опасение и почти, ожидание, что действо выльется в этюд «на тему» и что самодеятельная игра исказит Рахманинова. В самом деле, трудно представить, чтоб сыграли его достойно в условиях, почти «походных». Вся его музыка требует и полифонии, и вдумчивого, хорошо отрепетированного исполнения. Не отношу себя к музыкальным критикам, но не припомню, чтоб довелось слышать достойное исполнение Рахманинова «в живую». За душу, «за нерв» берут только записи.
А здесь, судя по описанию, двое собираются «прожить» на сцене с ним и под его музыку 50 минут? Дерзко.

Так что же, что это было?
Не оставляет ощущение, что исполнители обманули и что всё действо произошло скоро, очень скоро, минут за…? Уж не знаю, за сколько…. На часы не взглянула ни разу, но кажется, успела лишь вздохнуть, а на выходе уже всё и закончилось.
Как рассказать и описать то, что не имеет сюжета?

Вспомнился пример, кажется, из Станиславского. Классический этюд, в котором будущему актёру предлагается выйти на сцену просто, сперва, постоять или, даже посидеть на стуле, но на сцене, перед зрительным злом…а после, сидя на том же стуле, найти что-то в книге….примерно так, не суть важно. Смысл в том, что и артисту очень трудно даётся бесцельное пребывание на сцене, и зрителю такая бесцельность неинтересна.

На сцене во время перформанса двое – художник и музыкант. В записи звучит музыка Рахманинова. Видеоряд на экране.
Сюжета нет, а оторвать глаз от происходящего на сцене, от танцующей кисти Евгения Атанова, отвлечься, позволить себе не услышать хоть ноты – той, в записи и той, что рождается здесь и сейчас и вырывается из беспокойного сакса Тимура Некрасова – невозможно.
Смотрю и слушаю (весь зал – смотрит и слушает) на вдохе…на выдохе всё закончится и наступит тишина…и сомнение…как, и всё? И восторг – как? Как на одном только вдохе мог родиться такой портрет? Как на одном только вдохе могло прозвучать столько тем?

Перформанс, это, конечно, игра…(не верите, загляните в толковый словарь)…но такую игру могут позволить себе только очень профессиональные, свободные от штампов, внутренне раскрепощённые Artists.

Я могла бы дать подробное описание того, что было…но к чему?
Замечу только, что это – не драматическая постановка…не иллюстрация музыки Разманинова…никто никого не изображает и никто ни в кого не играет в этой игре.
На сцене Художник и Музыкант. Каждый живёт (живёт!) своей жизнью… они даже не пытаются взаимодействовать!
Абсолютно свободные и самодостаточные, Рахманинов, Атановк и Некрасов живут (каждый) в своём мире…миры эти гармонично сообщаются не вытесняя и не замещая один другого…а слушатель-зритель, впитывает эти миры, впитывает музыку, краски, состояние…успевая вдохнуть на первой и выдохнуть на пятидесятой минуте этого странного действа, названного перформансом. (ну надо же было ЭТО как-то назвать.
Здорово!

PS: размещаю пока без картинок…картинки обещаны и добавлю их позже.