Б. Садовая 6, МОСТ, «ДЕЖАВЮ» …..

Автор: | 09.10.2010

эволюционер Евгений Славутин

С чего начинается театр
Театр начинается с ……хотите сказать, «с вешалки»?
Забудьте эту дурацкую банальность. Бродячие актёры и зрители прошлого не знали подмостков и тем более, вешалок. Действо запросто могло случиться на площади или лужайке.

Театр начинается с бациллы, имя которой, то ли неизвестно, то ли засекречено.
Образуется и созревает оригинальный подвид той бациллы в организме индивидуума, именуемом в миру режиссёром. Именно режиссёр и является, по сути, переносчиком, возбудителем и возмутителем.
Являясь активным носителем, он притягивает к себе ослабленные организмы, отсеивает лишние и формирует вокруг себя группу, в последующем образующую театральную труппу (кажется, становится понятной этимология слова «труппа»). По сути, именно на режиссере лежит ответственность за эволюцию бациллы в театр.
Классическими примерами такой эволюции служат театры Любимова, Товстоногова, Захарова, Розовского, Беляковича и некоторых (немногих) других.

Сегодня в этот список театральных эволюционеров я занесла ещё одно имя –
имя Евгения Славутина.

Дежавю.
Вечер 8 октября 2010. Не в самом лучшем настроении и не слишком охотно я собираюсь на премьеру театра МОСТ (по старинке, я зову его театром МГУ). Иду на «Дежавю» — постановку Евгения Славутина по пьесе М.Бермана «Чехов на диване».

В разные годы я сколько-то раз бывала на постановках этого театра, для себя относя его к качественной самодеятельности. В принципе, самодеятельность я, мягко выражаясь, не очень люблю. Но театр МГУ как-то выгодно отличался от прочих, очень видимым глазу, интеллектуальным уровнем актёров. Наблюдать их было не мучительно и даже приятно – все такие молодые и симпатичные.

В этот раз мной движет не только и не столько интерес к премьере и пьесе, сколько любопытство – и что за здание сумел получить этот МОСТ?
*Театр, до того, практически, бездомный, в сентябре отметил новоселье.

С чего, говорите, начинается театр? С вешалки?
Б.Садовая 6. Крохотный гардероб. С первого раза непонятная система лестниц, зал, ряды стульев, скромная (очень) площадка, которой отведена роль сцены.
Осматриваясь, занимаем с моей спутницей места и отмечаем, что зрители, преимущественно, студенческого возраста, как на подбор, симпатичные, жизнерадостные. Приятное оживление, негромкий театральный гул. В зрительный зал заходит молодой человек с колокольчиком в руке. «Первый звонок» — сообщает он хорошо поставленным голосом… — «второй»….. «третий».
Гул почти немедленно стих. Успеваю кинуть взгляд в программку и с ужасом отмечаю – «Спектакль без антракта. Продолжительность 1 час 30 минут». Не ожидала.

*«Поздно, Рита, пить боржоми» (с)

Должна признаться, что в последние годы в театрах веду себя неприлично – сбегаю в антракте. Недавний поход на «Зорро» и вовсе закончился конфузно – не вынесла и выползла из середины 3-го ряда минут за десять до окончания первого отделения. Добравшись до буфета (номерок был у подруги, оставшейся в зале), бесстыже потребовала – «Дайте выпить».
Здесь же почти припёрта к стенке – зал маленький, побег будет слишком заметен.

Ах, да… «Дежавю»… «Дежавю»? Кажется, я собиралась рассказать о премьере театра МОСТ….
Что там в аннотации?
«….Полижанровый спектакль по пьесе М. Бермана в джазовой аранжировке театра МОСТ.
Дежа вю (фр. d?j? vu — уже виденное) относится к тем странным и обычно редким моментам, когда настоящее воспринимается как прошлое.
Чикаго, наши дни, медицинский офис доктора А.П.Чехова на Devon avenue.
Ранним апрельским утром на прием приходит новый пациент, И.А.Бунин. Дата рождения: 10 октября 1870 года… Главные герои – классики русской и мировой литературы, хорошо знакомые друг с другом «в прошлой жизни», встречаются «при новых обстоятельствах». Чем обернётся их d?j? vu ? …»

Вам всё понятно? Нет? Ну и славно. Идите и смотрите. Не любите драматических театров? Я в последние годы тоже. Научилась даже слушать оперу, в ней много больше правдоподобия и пока не встречала политики и чернухи.

Идите и смотрите. И не вбивайте себе в голову, что МОСТ – драматический театр. Ни черта подобного. МОСТ просто – ТЕАТР. По крайней мере, в «Дежавю».
А если пойдёте сегодня, пока билеты на него не перепродают спекулянты, то когда он будет греметь, как некогда гремели БДТ, Таганка, Ленком и некоторые (немногие) другие, расскажете детям и внукам, что знали этот ТЕАТР «с пелёнок».

И если ЭТИ ребята не скурвятся на корпоративах, теле-шоу, сериалах и рекламе, то их ждёт большое и настоящее БУДУЩЕЕ, и они, со своим Славутиным, войдут в историю ТЕАТРА.

О спектакле
Ах да, о спектакле!? Дался вам этот спектакль….я хмыкала, гыкала, улыбалась, смеялась…топала, хлопала…и так 90 минут (если не соврали и не ужали).
*Надо хоть несколько слов об игре и режиссуре? В другой раз. И пусть он будет скоро.
А пока – запомните эти имена:

Евгений Славутин и Георгий Долмазян
Игнат Игнатов, Дмитрий Чуриков, Юлия Вергун, Павел Золотарёв, Юрий Огульник, Егор Никитин, Илья Иванов, Леонид Семёнов, Валентина Василёва

* А я…я очень надеюсь, что увиденное и пережитое мной 8-го октября 2010-го, не случайно… театр умер? …да здравствует ТЕАТР!

Послесловие.
Мы не можем изменить прошлое…. но можем посмотреть на него из настоящего и изменить будущее…         
*свободно изложенная цитата из постановки Евгения Славутина
по пьесе М.Бермана «Чехов на диване
»)